Корзина
29 отзывов
Знаменитый художник Василий Верещагин

Знаменитый художник Василий Верещагин

23.02.18

Художник Василий Верещагин Выдающийся художник , прославившийся изображением военных баталий, Василий Васильевич Верещагин родился 14 октября 1842 года в помещичьей семье в г. Череповец. В восьмилетнем возрасте он поступает в Малолетний кадетский корпус, закончив который, в 1853 году переводится в Петербургский морской кадетский корпус. В это время и начинается его увлечение рисованием. В 1858 году юный Верещагин начинает брать уроки в рисовальной школе Общества поощрения художеств. Преподаватели отмечают его несомненные способности к живописи. Молодой человек очень увлекается искусством рисования и в 1860 году, после успешно сданных экзаменов, решает порвать с военной карьерой и поступить в Академию художеств вопреки воле отца, который в наказание лишает сына материальной поддержки. Верещагин упорно учиться живописи, но ему тесно в рамках академических законов. Создав картину "Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом", он уничтожает ее. В 1863 году он покидает Академию и уезжает на Кавказ учиться художеству на природе и просторе. Здесь он рисует множество сцен из жизни народов Кавказа. В 1866 году Верещагин проживает в селе Любец на берегу реки Шексны. Он поражен тяжелым трудом бурлаков и делает несколько эскизов для картины, которую не смог закончить. В 1867 году Василий Васильевич едет в Туркестан, где в составе русского гарнизона принимает участие в боевых действиях против бухарского эмира, проявляет там храбрость и мужество, за что и получает Георгиевский крест. Первоначальной целью его поездки было набраться военных впечатлений. В 1869-1870 годах Верещагин вновь наведывается в Туркестан, теперь уже, что бы лучше изучить нравы и обычаи жителей Востока, в результате чего создает целую серию картин о Средней Азии. В его произведениях кроме ярких красок и солнечных ноток явно проглядывают нищета и бесправие народа. Названия картин говорят сами за себя: "Нищие в Самарканде" (1870), "Опиумоеды", "Продажа ребенка-невольника" (1872), "Самаркандский зиндан", "Узбекская женщина в Ташкенте" (1873) и многие другие. Художник легко владеет кистью и обладает удивительной памятью, которая позволяет ему возвращаться к ранее увиденным событиям и переносить их на полотна. Главной темой творчества художник выбирает военные события. Его героями становятся простые русские солдаты, на картинах изображена смелая суровая, правда войн. Ряд произведений он объединяет в серию: на картине "У крепостной стены. Пусть войдут" (1871) сурово и решительно ожидают боя русские солдаты. Картина a > "Вошли" отражает то же самое место, но после боя. В картинах "Высматривают" (1873), "Нападают врасплох" (1871), "Представляют трофеи" (1872), "Торжествуют" (1872) и "Апофеоз войны" (1871-1872). Верещагин обличает жестокость феодалов, дикие нравы владык и прославляет мужество простых русских солдат. Страстным обвинением войн становиться его картина "Апофеоз войны", в которой на фоне обломков, оставшихся от города и сожженных деревьев, возвышается пирамида человеческих черепов. Идея возникла в связи с воинами Тамерлана, которые оставляли после своих побед такие пирамиды. Но разрушения и черепа становятся символом всех войн, и художник пишет на раме: "Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим". Столь смелая и обличительная критика вызывает вражду в реакционных кругах России. Его обвиняют во враждебном отношении к воинству. Художник уязвлен несправедливостью обвинений. Поддавшись чувствам, он сжигает картины "Забытый", "Окружили - преследуют" и "Вошли". Царское правительство не считает нужным приобретать картины Верещагина, ему запрещают организовывать выставки, прессе не разрешают воспроизводить его картины на своих страницах. Лишь П. М. Третьяков покупает большую часть туркестанских работ. В 1874-1876, 1882-1883 годах Верещагин посещает Индию, где много путешествовал, поднимался на вершины Гималаев и изучал нравы и быт местного населения, а так же необычайную красоту окрестностей. В результате появилось более ста пятидесяти работ. Лучшими из которых являются - "Буддийский храм в Дарджилинге" (1874-1875), "Ледник на дороге из Кашмира в Ладак" (1875), "Мавзолей Тадж-Махал" (1874-1876). И в Индии он не оставляет в стороне главной темы своих произведений - войн. Он полон планов о создании картин, отражающих процесс превращения могущественной страны в Английскую колонию. Так появляется картина "Процессия английских и туземных властей в Джейпуре" (1875-1879). В России вспыхивает русско-турецкая война (1877-1878) и художник снова идет на фронт. Он отчаянно сражается и едва не гибнет в одном из сражений. Создавать свои картины он считает возможным только лишь после того, как сам прочувствует все тяготы фронтовой жизни. Боль и горечь пережитых потерь отражаются в картинах художника, без прикрас написаны им сцены в госпиталях и безжалостно изображены зверства турок. В картинах находят отражение карьеризм и преступность царского командования, подвергающих на бессмысленные потери русских солдат. Это картины: «Землянки на Шипке", "Батареи на Шипке", "На Шипке все спокойно" (1878-1879), "Шипка-Шейново" (1878-1879), "Атака" (1881), "После атаки" (1881). Картины "Победители" (1878-1879), "Побежденные. Панихида по убитым" (1878-1879). Картины выдержаны в суровых пасмурных тонах, усиливающих трагический эффект происходящих событий. В 1880 и 1883 годах происходит выставка работ этой серии, успех которой был очень большим. Успех окрыляет художника, и он опять едет в Индию (1882- 1883) а потом в Сирию и Палестину (1883-1884). В результате появляется "Палестинская серия", отражающая в основном этнографические моменты жизни палестинцев. Затем появляются работы "Трилогия казней", "Распятие на кресте во время владычества римлян", "Казнь заговорщиков в России" (1884-1885) и "Подавление индийского восстания англичанами" (около 1884). В1880-1890 годах Художник совершает ряд поездок по Северу России, в результате чего появляются рисунки и этюды с изображением простых русских людей, северной природы и памятников старины. С 1887 по 1901 год Верещагин посвящает работе над картинами, отображающими военные события 1812 года. В своих более чем двадцати полотнах, художник показывает патриотический дух и героизм русского народа в борьбе против иноземных захватчиков. Это картины: "Наполеон на Бородинских высотах" (1897), "Конец Бородинского боя" (1899-1900),"В Успенском соборе" (1887-1895), "Пожар" (1896- 1897), "Сквозь пожар" (1899-1900), "Расстрел в Кремле" (1897-1898),"В Гродне -пробиваться или отступать", "На этапе - дурные вести из Франции" (1887-1895) и т.д. Художник в картинах: "На большой дороге. Отступление и бегство" (1887-1895), "Ночной привал великой армии" (1896-1897), "Не замай, дай подойти"(1887-1895), "С оружием в руках - расстрелять" (1887-1895), - уделяет внимание партизанскому освободительному движению. И здесь героями его картин становятся простые крестьяне. Завершающим этапом этой серии служит картина "Ночной привал великой армии", показывающая бесславный конец армии Наполеона. Патриотических дух, глубина образов, яркость композиций сделали картины достойным вкладом в копилку русской исторической живописи конца XIX века. Художник продолжает путешествовать. В конце 80-х начале 90-х годов он два раза был в Америке, в 1901-1902 на Филиппинах и Кубе и в 1903 - Японии. После этого он пишет ряд картин навеянных ему национальным колоритом Японии. Когда Верещагина застает известие о русско-японской войне, он оставляет все свои не законченные картины и немедленно отправляется на фронт, участвовать в боях, для того что бы позже рассказать о них в своих картинах. Именно своими картинами о войне, он всегда пытался проповедовать идеи мира.
Предыдущие статьи
social-icon
Loading...